|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ИРИНЫ ЛЕТОВОЙ
|
ПОЧЕМУ ТРАНЗАКТНЫЙ (ТРАНСАКТНЫЙ) АНАЛИЗ
Для справки: В психотерапии транзактных аналитиков часто называют ТА-терапевтами. В моём тексте я употребляю эти слова как синонимы.
Добиваться изменений быстро, и одновременно деликатно и качественно, вот девиз транзактных аналитиков. Для этого в транзактном анализе есть целый арсенал средств и возможностей. По одной-двум поведенческим особенностям я, как транзактный аналитик, могу определить строение личности, характер, типичные проблемы и, что очень важно, сценарий жизни человека.
На каждом этапе психотерапии я, как, транзактный аналитик, предлагаю клиенту сделать максимум за минимальное время.
Полный курс ТА-терапии имеет четыре этапа работы:
1. Снятие симптомов (решение актуальной проблемы), нахождение причин проблемы, расшифровка сценария жизни и его составляющих — так называемых сценарных решений (см. «Словарь терминов транзактного анализа»).
2. Устранение причин проблемы, принятие новых решений (здоровых и развивающих).
3. Трансформация личности: определение и формирование ваших уникальных, соответствующих вашей индивидуальности жизненных установок; «воспитание нового внутреннего Родителя;
4. Укрепление («вживление») и тренировка новых навыков жизни. Клиент учится жить в соответствии с новыми решениями и новыми жизненными установками; тренирует навыки жизни без сценария, т.е. жизни свободной и автономной, в которой всё решает он сам, а не обстоятельства и другие люди. Клиент сам организует нужные ему обстоятельства, строит партнёрские отношения, без манипуляций и зависимости.
Большинство клиентов хотят «убрать» проблему и ограничиваются работой над снятием симптомов (того, что побудило обратиться к психотерапевту). Поскольку после «снятия» симптома, состояние улучшается, клиенты часто экономят время и деньги, и не продолжают искать глубинные причины проблемы. В этом случае личность и её бессознательные установки не меняются. Это приводит к тому, что через какое-то время симптом (или проблема) возвращается.
Транзактный анализ (ТА) даёт клиентам то, чего не могут дать другие методы. Он позволяет одновременно со «снятием» симптома расшифровать сценарий жизни. А это значит – узнать причины проблемы. В моей практике расшифровка сценария жизни происходит уже на первом этапе работы.
Однако это не означает, что узнав причины проблемы, вы сразу «уберёте» эти причины. С глубинными причинами проблемы нужно специально работать. Это происходит на 2 и 3 этапах.
В основном, работа с глубинными причинами проблемы - это работа с бессознательным клиента. Бессознательное прячет и маскирует важную информацию, используя иногда очень хитрые ходы. Я, как специалист по бессознательному, замечаю и использую ошибки бессознательного и по ним определяю путь к нужной информации. Эту работу можно делать по-разному. Можно работать долго и без гарантии результата. До открытия транзактного анализа, клиент узнавал причины своих проблем в конце 3-го этапа работы. В транзактном анализе клиент уже на 2-ом этапе работы знает эти причины, что сильно облегчает работу. И, конечно, позволяет сделать её за минимальное время. Это уникальное преимущество ТА!
Этим ТА выгодно отличается от других методов, например от психоанализа, в котором аналитик исходит из следующей посылки: После того, как я тебя проанализирую, ты изменишься к лучшему. При таком подходе клиент чувствует, что не получит разрешения измениться, пока его не проанализируют, и не меняется, ожидая окончания анализа и оставаясь со своими проблемами. Психоанализ обычно растягивается на годы — те самые годы, которые могли бы стать решающими в продвижении по службе и воспитании детей. Транзактный подход в этом смысле имеет преимущество и звучит так: Сначала изменись к лучшему, а потом мы это проанализируем.
В транзактном анализе используется много практических приёмов и техник. Для каждого этапа психотерапии существует набор практических средств. Я, как транзактный аналитик, снабжаю клиента этими средствами и помогаю их использовать. Я помогаю клиенту обучиться практическим приёмам так, чтобы он смог использовать их самостоятельно в течение всей жизни.
Одновременно, я обращаю внимание клиента на то, каким образом и в каких случаях его образ жизни поддерживает и провоцирует его проблему, даю клиенту конкретные практические рекомендации.
Я ничего не навязываю клиенту. Решение всегда принимает клиент.
В результате транзактного анализа у клиента формируются навыки успешности в каждой сфере его жизни. Клиент находит и выбирает тех партнёров, с которыми можно построить развивающие и удовлетворяющие отношения. Клиент справляется со стрессами и агрессией. Свободно выражает свои эмоции. Умеет доброжелательно критиковать и отказывать. Предъявляет другим людям свои потребности, получает поддержку. Корректирует и сохраняет своё физическое здоровье. Предвидит неприятности и избегает их. Самовыражается. И ещё многое другое.
Подробнее о том, к каким изменениям помогает прийти ТА, см. ниже в подразделе «Цель изменений в транзактном анализе».
Транзактный анализ — это гуманистическая психотерапия, основанная на глубоко гуманистических принципах. Чтобы понять, что такое транзактный анализ и чем он отличается от других методов, лучше всего ознакомиться с его основными принципами и философскими посылками.
Основные принципы транзактного анализа (ТА)
Основные принципы транзактного анализа (ТА)
Первый принцип ТА состоит в том, что все люди — хорошие (О-Кей). Он означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди.
• Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким, какой ты есть.
• Временами мне может не нравится твоё поведение. Но я не отождествляю твоё поведение с тобой. Ты — ОК, хотя твоё поведение иногда может быть не ОК.
Второй принцип ТА: каждый человек обладает способностью думать. Следовательно на нас лежит ответственность за принятие нами решения о том, чего мы хотим от жизни. Мы ответственны за наши действия, за наши не-действия и за результат наших действий и наших не-действий. Мы также способны осознавать наши действия и действия других людей и что-то делать для изменения. Эрик Берн (основатель ТА) был убеждён, что каждый клиент может измениться, если имеет ресурсы, информацию и поддержку. Информацию и поддержку клиенту даёт психотерапевт. Ресурсы у каждого клиента есть всегда, поскольку каждый человек обладает физисом (physis) — жизненной, природной энергией, побуждающей к развитию, росту, выздоровлению и совершенствованию. Любой человек сохраняет свой физис в течение жизни, поэтому надежда на излечение и развитие должна быть даже в самых тяжёлых случаях.
Третий принцип ТА: мы можем менять поведение и ситуации, которые нас не устраивают, и свои ранее принятые решения, в том числе и те, которые мы приняли до того, как начали говорить.
Каждый из нас в очень раннем детстве под воздействием ситуации в семье принял ряд решений о себе, других людях и мире, а также о способах поведения, помогающих достигать желаемого и осуществлять принятые решения.
Во взрослой жизни мы продолжаем неосознанно использовать эти поведения и выполнять свои ранние решения. И если в детстве эти это было необходимо для выживания, то во взрослой жизни часто приводит к неэффективному и даже болезненному результату. Мы ведём себя так, будто у нас нет выбора и наше поведение и реакции являются единственно возможными и естественными. Это происходит потому, что мы забыли о имеющейся у нас возможности выбора. В детстве мы пользовались этой возможностью, когда принимали наши ранние решения. Родители могли оказывать на нас сильное давление, но они не могли заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Мы сами принимали решение: подчиниться этому давления, восстать против него или игнорировать.
Каждый из нас принял в детстве своё решение. Именно поэтому на одни и те же стрессовые ситуации разные люди реагируют по-разному. Это показывает, что не существует одного правильного способа поведения, мы можем выбирать свою реакцию.
Именно мы несём ответственность за наши поведения, чувства и решения. А значит мы можем их менять. Это справедливо и для наших детских решений. Если некоторые из наших детских решений о себе, других людях и мире во взрослой жизни приводят к нежелательным последствиям, мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.
Транзактные аналитики придерживаются описанных принципов, в первую очередь, в процессе работы с клиентами. Транзактный аналитик и клиент находятся в равном положении относительно друг друга и несут взаимную ответственность за те изменения, которые хотят осуществить.
Эрика Берна не устраивал подход к терапии других методов, например, психоанализа, в которых терапевты интерпретировали сказанное клиентом из позиции более знающих, из позиции сверху. Берн настаивал на том, что по ресурсам и терапевт и клиент равны. Более того, именно клиент является экспертом в своей ситуации. Поэтому нельзя оценивать вклад терапевта в процесс изменения как более существенный.
Поскольку каждый человек имеет способность самостоятельно думать, он должен обладать полной информацией для того, чтобы принимать правильные и полезные для себя решения. Поэтому клиент и терапевт в транзактном анализе имеют полный доступ ко всей информации. Записи терапевта доступны клиенту. Терапевт говорит и пишет простыми словами, понятными 8-ми летнему ребёнку, для того, чтобы не делать часть информации непонятной клиенту.
ЦЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ
Цель изменений в ТА — достижение автономии. Берн учил, что автономия характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Способность к осознаванию — это способность видеть, а не просто смотреть, слышать, а не просто слушать и чувствовать, а не просто присутствовать. Эта способность есть у любого человека. Младенцы используют её в полной мере, а затем, вырастая, учатся заглушать осознавание, под влиянием взрослых учатся оценивать и критиковать себя, других, впечатления, действия и т.д. Типичным поведением современного человека, например, во время просмотра нового фильма или прослушивания новой пластинки, являются замечания, критика или комментарий. Осознающий человек в этих случаях будет только смотреть или слушать, получая удовольствие. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения так, чтобы они подходили под определения Родителя.
Способность к спонтанному реагированию — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Например, из множества способов поведения выбрать самое продуктивное в данной ситуации. Т.е. это свободное реагирование, адекватное ситуации, вместо запланированного. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая все части реальности и не искажая её в угоду Родительским определениям. Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния, переходя из одного состояния в другое своевременно и адекватно ситуации и своим решениям. При этом человек использует всё лучшее в эго-состояниях, ценит те преимущества и возможности, которые даёт ему каждое из них.
Способность к интимности — это умение общаться с другими без рэкета и игр (см. «Словарь терминов транзактного анализа»). Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между двумя людьми. Интимность — это свободный обмен подлинными чувствами, которым нет игнорирования.
Поскольку автономия — это свобода от сценария. То можно дать следующее определение автономии: автономия — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения. Автономия предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознание Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, т.к. автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предсказуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор становится более свободным и лёгким. Автономная личность решает проблемы и при этом не только производит процесс мышления с целью решения проблемы, а также эффективно действует, осуществляя поставленную задачу.
Современные теоретики ТА имеют разные взгляды на проблему излечения. Одни придерживаются старого подхода, согласно которому излечение наступает при завершении контракта. При этом терапевт и клиент не ставят перед собой глобальной цели изменения, а просто работают до тех пор, пока не выполнят как можно большее число пунктов их совместного контракта. Другой взгляд заключается в том, что излечение должно включать какой-то выход из сценария, который проявляется в изменении клиентом своего поведения, чувств или мыслей. Некоторые авторы предлагают взгляд на терапию как на соматическое излечение. Они считают, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения, например, снять постоянное мышечное напряжение.
Работа ТА-терапевта заключается в том, чтобы вылечить клиента, а не просто добиться прогресса в лечении. В качестве иллюстрации можно привести метафору Эрика Берна о лягушках и принцесс: каждый человек рождается принцем или принцессой, а в процессе воспитания становится лягушкой. Чтобы вылечиться, необходимо сбросить шкуру лягушки и снова стать принцем или принцессой.
Автор - Ирина Летова.
Все права на копирование принадлежат Ирине Летовой (495)997-54-37 или 8-(985)-997-54-37
Написать письмо
На главную
Зачем нужен психотерапевт
Ирина Летова о себе
Мастерская транзактного анализа
|